Ну а пока мы ждём новых заявок, давайте продолжим знакомство с нашими лекторами…
Работа с памятью и воспоминаниями, разумеется, неразрывно связана с доверием — мы склонны доверять одним значительно больше, чем другим. Особенно когда речь идёт о монополии на истину или по крайней мере о заявленном стремлении к объективности. Поэтому мы решили раскрыть этот вопрос с весьма интересной точки, а именно как работать с воспоминаниями на примере мемуаров учёных. Можем ли мы доверять им и выстраивать на их основе наши представления о развитии науки и техники? Как же выстраивается работа в поле интеллектуальной истории? И поверьте, если вы думаете что этот разговор будет выстраиваться исключительно в поле истории науки, то вы ошибаетесь, ведь развитие науки и технологий влияет на все сферы жизни, начиная от геополитики (привет, возобновляемая энергия) и заканчивая программой дошкольного образования.
Экспертом по этой теме выступит Анна Викторовна Самокиш — научный сотрудник СПбФ ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН. Анна Викторовна окончила исторический факультет СПбГУ, защитила кандидатскую диссертацию по истории науки и техники в ИИЕТ РАН. Ответственный секретарь журнала ВАК «Историко-биологические исследования» 2009-2019.
Вот краткий анонс предстоящей лекции:
Как мы привыкли ссылаться во всем на учёных… Особенно сейчас. «А такой-то доктор таких-то наук сказал…». И слова сразу приобретают вес, не правда ли? А уж если учёный решит рассказать «о времени и о себе», то ему уж точно стоит доверять. У него же и память лучше, и совершенно точно были записные книги, дневники, и информацию он по привычке проверит. А вдруг нет? А вдруг именно учёный окажется самым умелым мистификатором и выстроит все красиво, логично, но далеко от правды? И вместо сухой биографии напишет почти приключенческий роман? И что мы вообще будем считать правдой? И зачем читать воспоминания и дневники учёных, если непосредственно историей науки не занимаешься (хотя, поверьте, она может быть интересной)? Будем разбираться, даже если школьные курсы биологии, химии и прочих наук подзабыты.
Конструируя себя (не)реального. Воспоминания учёных и как их читать.: 45 комментариев