В конечном итоге, основным источником информации о собственном опыте человека является память. Тем не менее, можете ли вы быть на сто процентов уверены в том, что ваши воспоминания отражают то, что было в действительности? Иными словами, можем ли мы доверять своим воспоминаниям? Нейробиологи, психологи и множество смежных специалистов скажут, что на этот вопрос нет однозначного ответа, однако абсолютно бесспорен тот факт, что память изменчива.
Ну а если мы не можем верить собственным воспоминаниям, то как же быть с коллективной памятью? Как коллективная память формирует те смыслы, в окружении которых мы живём? Почему мы помним Советско-Финскую войну, но почти ничего не помним об участии советских войск в Гражданской войне в Испании? Почему в развале СССР винят Михаила Горбачёва, а в экономическом коллапсе 90-х Анатолия Чубайса? Почему большинство скандалов затухают почти молниеносно, а репутация на самом деле сильно переоценена? Что мы помним о Куренёвской трагедии и Новочеркасском расстреле?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам не хватит полутора часов отведённого времени, однако я постараюсь предоставить вам всю необходимую информацию, которая позволит вам выстроить индивидуальный вектор погружения в проблематику социальной памяти и в перспективе разработать дизайн собственного исследования.
Мы разберём основные понятия, а именно «социальную», «коллективную» и «историческую» память, сделаем небольшой экскурс в сторону проблематики коллективных травм и их места в идеологии и политике. Вспомним таких классиков как Морис Альбвакс и Пьер Нора, а также познакомимся с современным ландшафтом memory-studies как в России, так и за рубежом.
Меня всё также зовут Георгий Николаенко.
До встречи!
Ликбез по социологии памяти: с чего начать исследование?: 10 комментариев